Urberlin, «Протоберлин» – уже в самой приставке кроется обещание.
Дизайнеры, стоящие за этим модным лейблом, не обманывают: футболки их
работы не просто воплощают собой дух Берлина, они оказываются самыми что
ни на есть «исконно берлинскими», как нельзя более удачно
соответствующими Берлину с его историей и граффити.
Фатих Аласальфароглу, житель Берлина, немец турецкого происхождения,
актер и студент факультета теории коммуникации, основал марку в ноябре
2010 года. Толчком к этому шагу послужило понимание того, что одна из
неповторимых особенностей этого города – его граффити и рисунки,
зачастую выполненные на безотрадной Стене. Берлинское уличное искусство,
отражающее менталитет и мировоззрение жителей города. Фатих
Аласальфароглу чувствует Берлин, чувствует город, благодаря которому он
стал тем, кем стал. Для него это город-алмаз, форма которого в глазах
смотрящего: в «неограненном» виде он угловатый и некрасивый, в
«отполированном» – волнующий и вдохновляющий, аутентичный и
вольнодумный.
Берлин на коже
Фатих хотел показать самобытность этого города, отделить урбанистические
визуальные образы от неподвижных стен и налета нелегальности, присущего
сообществу граффитистов. Под маркой Urberlin производят «носимое
искусство», – искусство, которое возвращается на улицы города, с которых
оно пришло. Эту моду создают берлинские тусовочные дизайнеры. Они берут
отдельные мотивы из берлинского стрит-арта или разрабатывают новые
мотивы в этом духе и печатают их на футболках. Футболки выпускаются
ограниченным тиражом, и часть прибыли всегда передается автору рисунка.
Дизайнеры или дизайнерские коллективы, возвращающие уличное искусство
Берлина на улицы города в виде футболок марки Urberlin, скрываются за
псевдонимами Nema One, Stohead, Prinz Buntstift или Goldkinder. Это
искусство для жителей города, которые сами становятся экспонатами, в
прямом смысле носителями исконно берлинского духа, покоряющего
общественное пространство вдали от «белого куба» выставок и галерей.
«Берлин – это твой город»
«Urberlin – это город на твоей коже»
«Urberlin – это ты».
Берлин, Берлин – в самое сердце, до самой сути. Еще недавно казалось,
что уютное ощущение собственной принадлежности к городу должно остаться в
прошлом. Ведь ориентиры сменились, и новой целью стало быть
«гражданином мира», космополитом, который чувствует себя как дома везде и
нигде и в любой момент готов поднять якорь. Разве глобализация не
сделала мегаполисы неотличимыми друг от друга? Но социологи учат нас
серьезно относиться к оборотным сторонам глобализации и не рассматривать
их отдельно от процессов глобализации. К числу этих явлений относится и
новая тенденция к «релокализации», возврат к специфическим ценностям
того или иного места. Таким образом, марка Urberlin уловила дух времени –
и именно этим объясняется ее успех.
Локальная сверхидентичность
Город и создаваемые им визуальные образы, все это как часть мифа
мегаполиса по имени Берлин, и тела, которые носят эти образы, связаны
друг с другом самым тесным, колдовским образом.
Город и создаваемые им визуальные образы, все это как часть мифа
мегаполиса по имени Берлин, и тела, которые носят эти образы, связаны
друг с другом самым тесным, колдовским образом.
Здесь не просто делают и носят футболки, здесь создается идентичность.
Человек и рисунок сливаются в одну фигуру: Берлин – это ты. Образы
Берлина движутся по городу на коже его жителей: город многократно
отражается в своих обитателях.
Urberlin – это культовая, молодая и урбанистическая марка, а Берлин
всегда славился своей открытостью миру и мультикультурностью. Те, кто
носят футболки от Urberlin, вне зависимости от своего происхождения,
могут принять местную сверхидентичность, почувствовать себя здесь дома,
ощутить свою связь с этим местом через рисунки, кожу, тело – исконные
отправные точки для создания идентичности.
«С улицы – для улицы!»
Коллекции футболок Urberlin были представлены среди прочего на
Берлинской неделе моды. С 2012 года марка участвует в выставке Bright
Trade Show в Берлине. Социальная активность также представляет собой
часть концепции: определенная доля прибыли направляется на
финансирование «уличных» проектов для детей и подростков из социально
незащищенных семей. «С улицы – для улицы!» – таков один из принципов
марки.
Натали Гёльтенбот
этнолог, независимый редактор, научный сотрудник
Института этнологии в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана
Copyright: Goethe-Institut e. V., Internet-Redaktion
февраль 2013